30 мая 2022 года на базе АНО ДПО «Евразийский университет», с использованием информационно-коммуникационных технологий Института цифрового образования, при поддержке Комиссии по взаимодействию в сфере науки и образования Общественного совета при ФСИН РФ, НИИ ФСИН РФ, Управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН РФ, Института цифрового образования, Академии компьютерных наук, Академии информатизации образования, ГКПОУ «Обуховское училище № 4», айдинг-центров БИОР «Умней», состоялась конференция «Ресоциализация личности посредством образования в системе ФСИН России».

 

В работе конференции приняли участие сотрудники научных и образовательных организаций, представители общественных организаций, руководители айдинг-центров Библиотеки информационно-образовательных ресурсов (БИОР «Умней»). Общее количество участников – 118, из них 101 – в дистанционном режиме (из регионов РФ).

 

Цель конференции: обсуждение теории и практики ресоциализации осужденных посредством образования; обмен опытом организации образовательной деятельности в пенитенциарной системе образования.

 

Со вступительным словом и пожеланиями успехов в поиске совместных конструктивных решений к участникам конференции обратился Карпенко Петр Михайлович, к.э.н., Президент АНО ДПО «Евразийский университет», член Комиссии по взаимодействию в сфере науки и образования Общественного совета при ФСИН России.

 

В рамках конференции были заслушаны доклады:

  1. Ресоциализация осужденных посредством образования: теоретико-исторический аспект (Письменский Геннадий Иванович, доктор военных наук, доктор исторических наук, профессор, ректор АНО ДПО «Евразийский университет»);
  2. Цели и задачи Комиссии по взаимодействию в сфере науки и образования Общественного совета при ФСИН России в ресоциализации (Кашаф Шамиль Равильевич, руководитель Комиссии по взаимодействию в сфере науки и образования Общественного совета при ФСИН России);
  3. Освобождение через образование (Полозюк Виталий Леонидович, руководитель коллектива авторской передачи «Дорогу осилит идущий»);
  4. Вклад проекта «Возвращение» в ресоциализацию и реадаптацию осужденных (Посмаков Пётр Николаевич, руководитель проекта «Возвращение» фонда «Вольное дело»);
  5. Тенденции и перспективы развития образовательного процесса в уголовно-исполнительной системе России (Васильев Валерий Иванович, член Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации);
  6. Инновационная методология ресоциализации осужденных и развития их личности в системе высшего образования (Волов Вячеслав Теодорович, член-корр. РАО, директор Самарского АЦ БИОР);
  7. О связи понятий: «ресоциализация» и «образование» с точки зрения психолога ФСИН (Цветкова Надежда Александровна, доктор психологических наук, доцент, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России);
  8. Профессиональное образование осужденного к лишению свободы как одно из средств его устойчивой мотивации к ресоциализации (Иванушкина Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, директор Саратовского АЦ БИОР);
  9. Проблемы и основные направления ресоциализации лиц, находящихся в местах лишения свободы, посредством различных форм и видов образования (Оганесян Сергей Саядович, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России, государственный советник РФ 1 класса);
  10. Опыт работы директора АЦ БИОР по организации обучения в исправительных учреждениях (Сергеенко Александр Александрович, директор Саранского АЦ БИОР);
  11. Влияние образования на формирование личности осужденного (Елагин Станислав Николаевич, директор Санкт-Петербургского ГКПОУ «Обуховское училище № 4»);
  12. Опыт работы ОНК Ленинградской области по ресоциализации личности осужденного на пенитенциарном и постпенитенциарном этапах (Елагина Ольга Николаевна, председатель Общественной наблюдательной комиссии Ленинградской области);
  13. Особенности социально-психологической реадаптации и реинтеграции осужденных в зарубежных странах (Киселев Вадим Васильевич, кандидат психологических наук, доцент, директор Научно-исследовательского Института проблем непрерывного образования Института цифрового образования).

Участники конференции в процессе дискуссии особое внимание обратили на то, что в условиях цифровой трансформации существенно возрастает роль и значение ресоциализации осужденных посредством образования. По итогам обсуждения проблем ресоциализации посредством образования подготовлен проект решений, который после окончательного согласования будет доведен до сведения руководства ФСИН и других органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.